Составление заявлений исков и жалоб
Прежде чем обратиться с заявлением, претензией или жалобой, нужно ознакомиться со спецификой каждого из этих документов и определиться с инстанцией, в которую они должны быть направлены.
Заявление – документ, направленный на реализацию прав и интересов граждан либо на устранение каких бы то ни было недостатков в деятельности организаций, предприятий, учреждений. Заявление подается как официальное обращение в письменной (реже в устной) форме в государственные органы, в органы местного самоуправления, в организации, должностным лицам, в администрации учреждений и т. д. Отдельным видом заявлений является исковое заявление, которое подается в суд.
Претензия – документ о предъявлении своих прав, адресованное стороне, нарушившей законодательство, с требованием об устранении нарушений исполнения обязательств: об уплате долга либо штрафа, о возмещении убытков, об устранении недостатков, связанных с поставкой товаров, предоставлением услуг либо с выполнением работы и т. д. Документ предполагается на досудебном этапе регламентации правового спора. При составлении претензии, в ней указываются основные требование заявителя (кредитора), их суть и причины, сроки удовлетворения, а также, в случае невыполнения этих требований, предостережение об обращении в суд. В документе должны быть указаны все реквизиты заявителя (кредитора), он должен быть заверен должным образом, подписан и датирован.
Не все видят разницу между претензией и жалобой (о которой речь пойдет дальше). Но она существует и, при этом, очень значительная: претензия направляется в те инстанции, которые должны выполнить требования, а жалоба подлежит рассмотрению в вышестоящих надзорных органах. Претензия является своего рода предупреждением о возможном обращении в суд.
Жалоба представляет собой письменное обращение гражданина в государственные органы, должностным лицам, в общественные организации, в прокуратуру или в суд относительно нарушения его прав, свобод или законных интересов, а также прав, свобод или законных интересов иных лиц с просьбой об их восстановлении или защите.
Существуют два основных вида жалоб: административные и судебные. Административные жалобы подаются в административные либо контрольно-надзорные органы. Такие жалобы не имеют судебного характера и разбираются в административном процессе. Другое дело – жалоба-иск, с которой обращаются в судебные органы.
Судебные жалобы рассматриваются судами в процессе совершения правосудия в порядке гражданского, конституционного либо уголовного судопроизводства. Решения по таким жалобам принимаются в соответствии с нормами ГПК, АПК либо УПК. К данному типу жалоб относят и те, которые рассматриваются конституционными судами.
Комментарии 32